Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Детская агрессивность: причины, профилактика

Дата: 28 апреля 2014 в 12:20, Обновлено 2 марта 2021 в 18:34

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.

Причины детской агрессии и как с ней бороться

Детская агрессия

Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг. В большинстве случаев детская агрессия абсолютно естественная вещь. Проблема не в самой детской агрессивности как реакции на внешние раздражающие факторы, а скорее в способах ее выражения.

Что такое агрессия?

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggression – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Агрессия – это эмоция, а любая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные группы мышц. Например, при агрессии напрягается все тело, а руки сжимаются в кулаки. Наше тело мобилизуется для атаки. И если дальше ничего не происходит, злость и гнев так и остаются в теле в виде напряжения. Подобное напряжение является разрушительным особенно для организма ребенка, оно может привести к различным соматическим заболеваниям. Поэтому очень важно дать возможность ребенку отреагировать свой гнев в приемлемой форме. На самом деле любое негативное поведение ребенка - это крик о помощи. Дети не могут, как взрослые, сидеть спокойно на стуле и разговаривать о том, что их беспокоит. Они просто не знают слов, с помощью которых могли бы описать свои мысли и чувства. Поэтому они проигрывают свои переживания в играх или показывают их нам какими-то действиями. Это выражается в нарушении поведения ребенка.

Причины детской агрессии

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:

  1. Огромную роль в появлении агрессии у детей играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Также возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, различные нарушения интеллектуального и психического развития. Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. Чувство страха и недоверия к окружающему миру. К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувство доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. Если ребенок имел негативный опыт отношений с людьми, или мама испытывала страх и находилась в тревоге за свое, а, следовательно, и за его будущее, то малыш, для которого еще нет разделения на «я» и «не я», наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, поэтому он начинает защищаться. Агрессивные вспышки таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.
  2. Негативное самовосприятие: «Я плохой, и я веду себя, как плохой». Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как «ты плохой». Одно из средств против этого – «я-сообщение». Нужно говорить не «ты меня убиваешь, когда так делаешь», а «мне очень плохо, когда ты так делаешь»; не «ты мешаешь», а «знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь». Т. е. реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять.
  3. Усталость. Дети, склонные к перевозбуждению, у которых разбалансированы нервные процессы, часто не могут самостоятельно справиться со своей энергией. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. Если ребенок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна. Полезен теплый душ и дневной отдых (особенно летом).
  4. Социальное научение (пример взрослых, киногероев и т. д.). Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: «Как обращались со мной, так я буду обращаться с другими». Если ребенок жил в семье, где часто сорились, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов

      Часто причиной агрессии является реакция на запреты взрослых. Это связано с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом. Здесь родителям важно учитывать два момента:

-во-первых, важно научиться грамотно устанавливать запреты и границы;

-во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. Поэтому важно правильно сформулировать свой отказ, например: «Малыш, я тебя очень люблю, но я тебе не позволяю этого делать, потому что……».

  1. Требование внимания. Дети, на которых мало обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это и в благополучных семьях бывает), как бы говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!» Для них важен любой знак внимания, даже негативный.
  2. Проявление жажды власти. Дети, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно - быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся. Чтобы работать с таким ребенком, нужно завоевать авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе этого делать».

     7. Также на появление агрессии влияет:

       - негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);

       - безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);

  - суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление).

Рекомендации для родителей

«Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное поведение предотвратить?»

  1. Нельзя допускать высказываний, на подобие следующих: «Если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!». Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации.
  2. Родителям необходимо самим контролировать свои собственные агрессивные импульсы (иначе их дети вырастут драчунами и забияками).
  3. Научите ребенка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью..
  4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.
  5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь
  6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве
  7. Установите социальные правила поведения в доступной для ребенка форме, например: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет», а также исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
  8. Хвалите ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.
  9. Беседуйте с ребенком о его поступке. Беседуйте без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.), когда ребенок настроен услышать вас. В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов («стыдно» и др.).

Несколько приемов, которые помогут снять вербальную (речевую), физическую агрессию, выплеснуть гнев, снять эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло:

Игра «Два барана»

Необходимо стать в пару с ребенком и сказать текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Игра «Сражение»

Заранее заготовить маленькие мячики (скомканные бумажки). Можно использовать различные мягкие модули, построить заграждения и одновременно или поочередно друг на друга нападать.

«Волшебная подушечка»

Такая подушечка хорошо снимает напряжение при нарастающей вспышке гнева. Можно изготовить самим. Необходимо сшить небольшую подушку, наполненную тканевыми кусочками, завязанными в узелки, можно пришить ручки и ножки, лицо делать не обязательно. Такая подушка называется «Упрямка». И когда ребенок злится, упрямится, можно предложить ему кулачками бить по подушке, чтобы разбить все «упрямки». Родители могут помочь ребенку и присоединиться. Можно смеяться и кричать.

«Обзывалки»

Данное упражнение снимает вербальную агрессию. Можно со злостью обзываться друг на друга, но использовать только названия овощей, фруктов или ягод.

Игра «Ты где?»

Для того чтобы вернуть ребенка в настоящую реальность, для фиксации настоящего, совершенно неожиданно в любое время дня задаем ему вопрос: «Ты где?», ответ должен начинаться со слов «Я здесь!». Не сразу, но после несколько таких попыток, сначала несколькими словами или предложениями ребенок начинает рассказывать вам, чем он занят в настоящее время, таким образом вы возвращаете его в «здесь и сейчас». «Я здесь! Сижу на кровати, обнявшись с подушкой. Она мягкая и от нее пахнет свежестью. Рядом сидит кошка и мурлычет мне под ухо…»

Игра «Отпечатки»

Окунаем пальчик в краску и ставим отпечаток пальцев на лист бумаги и задаем ему вопрос: «Что нужно дорисовать к нему чтобы получился зайчик, поросенок, солнышко?»

Правила общения с детьми, проявляющими агрессию:

1. Выяснить причину поступка, выработать другие пути достижения цели (расширять социальные модели поведения).
2. Проявлять недовольство именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом (продолжая любить).
3. Установить запрет, объясняя причины (кратко излагать свое объективное недовольство), и вводить социальные правила (в доступной форме).

4. Отметить отсутствие выгоды негативного поступка для личности ребенка (неотвратимость наказания, социальная изоляция, возвращение зла и др.).
5. Беседовать с ребенком о его поступке без свидетелей (класса, родственников и др.).
6. В беседе использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.) и собственных чувств (тревоги, страха, желания наказать и др.).
7. Дать возможность самому ребенку исправить ситуацию, предлагать позитивные модели поведения.
8. Учить ребенка предвосхищать последствия своих негативных действий.
9. Исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
10. Больше проявлять эмоционального тепла (обнимать не менее четырех раз в день), чаще использовать положительную стимуляцию, позитивные формы воспитания: отмечать и радоваться успехам, достижениям ребенка.
11. Дать возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д.
12. Разработать единый систематический подход родителей и педагогов к ребенку. Противоречия в убеждениях и требованиях взрослых способствуют закреплению негативного поведения у ребенка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.