Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

План работы методического объединения приемных родителей

Дата: 2 февраля 2022 в 16:31, Обновлено 14 июня 2023 в 16:26

План работы методического объединения приемных родителей

на 2022/2023 учебный год

1.Анализ работы методического объединения приемных родителей за 2021/2022 учебный год и задачи на 2022/2023 учебный год

Методическое объединение приемных родителей функционирует на базе государственного учреждения образования “Зельвенский районный социально-педагогический центр” (далее – ГУО “Зельвенский районный СПЦ”) с 2009 года.

Цель деятельности методического объединения приемных родителей:

- создание условия для творческой работы в обеспечении единой воспитательной среды развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на 01.09.2021 в состав методического объединения входили 6 приемных родителей, на 01.09.2022 – 6 приемных родителей. Приемные родители имеют разный образовательный уровень: 3 (50%) - имеют высшее образование (Яколцевич Я.И., Мурашко Т.Н.,   Лукьянова З.П.), 2 (33,3%) – среднее специальное (Ворган И.И., Жук Л.И.), 1 (16,7%) – среднее образование (Хотян Н.В.).

На протяжении учебного года свой профессиональный уровень в рамках прохождения курсов повышения квалификации на базе государственного учреждения образования “Гродненский областной институт развития образования” повысили Мурашко Т.Н. (январь 2022), Хотян Н.В., Лукьянова З.П. (октябрь 2022)

В 2021/2022 учебном году работа методического объединения была направлена на решение следующих задач:

  • организационно – методическое сопровождение по ведущим направлениям деятельности приемных родителей;
  • расширение взаимодействия приемных родителей через возможности интернет- ресурсов;
  • консультативная психолого – педагогическая поддержка в сфере профилактики эмоционального выгорания приемных родителей, проблем общения с подопечными;
  • организация системы профилактической работы по улучшению физического и психического благополучия, профилактики противоправного поведения несовершеннолетних;
  • разработка и распространение информационных ресурсов в системе работы приемных родителей.

С целью решения поставленных задач было запланировано и проведено 3 заседания методического объединения приемных родителей.

В форме круглого стола 12.11.2021 с целью усовершенствования компетентности приемных родителей по вопросам профилактики насилия в отношении несовершеннолетних, негативного воздействия на их психику рассмотрена тема “Газлайтинг и эмоции детей”. В ходе работы раскрыты понятие “газлайтинг”, его этапы, признаки и причины. Кроме этого, проанализирована работа методического объединения за 2020/2021 учебный год, обозначены задачи на 2021/2022 учебный год. По итогам заседания приемные родители получили печатную продукцию, дополнительно список литературы и видеороликов по данной тематике.

С целью повышения родительских компетенций по вопросам взаимодействия с подопечными подросткового возраста, поддержания атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога 18 февраля 2022 года в форме семинара-практикума проведено второе заседание методического объединения. Были рассмотрены вопросы “Особенности подросткового возраста”, «Как разговаривать с подростками об алкоголе, чтоб услышали…», «Формула профилактики», «Как помочь агрессивному подростку», «Три причины конфликтов детей и подростков», «Причины детского обмана».

В практической части отработаны навыки распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих гнев.

20 мая 2022 года с целью обогащения приемных родителей знаниями, приемами и методами повышения самооценки, уверенности, веры в себя и своих подопечных проведено заседание методического объединения по теме «Ошибки – негативный опыт может быть полезным». Проанализированы вопросы «Ошибки и негативные эмоции», «Как относиться к своим ошибкам?», «Как изменить отношение к своим ошибкам?», «Влияние ошибок на развитие ребенка», «Как дети реагируют на ошибки?», «Как помочь детям не бояться ошибиться?».

В рамках данного заседания выступили О.Ю. Вежновец, заведующий сектором социальной и организационно – педагогической работы отдела образования и Якимец Е.М., сотрудник ОВД Зельвенского райисполкома. Ольга Юрьевна напомнила приемным родителям об ответственности за жизнь и здоровье подопечных, обеспечении их занятости в летний период. Якимец Е.М. остановился на проблеме вовлечения несовершеннолетних в распространение наркотических средств, насилия в отношении несовершеннолетних (половая неприкосновенность), торговли людьми.

Участники получили печатную продукцию по теме.

Приемным родителям были предложены «Анкеты приемному родителю по определению проблем их воспитанников», «Приемный родитель – воспитанник». Учитывая пожелания приемных родителей будет разработан план работы на 2022/2023 учебный год.

Кроме занятий методического объединения приемные родители приняли участие в областных вебинарах:

24.04.2022 – «Эффективные формы взаимодействия детей и родителей в замещающих семьях»;

15.12.2021 – «Насилие над ребенком в семье: виды, последствия, предупреждение»;

23.08.2022 – «Августовское совещание: охрана детства”.

23.09.2022 проведено внеплановое совещание, где рассмотрены вопросы профилактики суицидального поведения, ответственности приемных родителей за жизнь, здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

К каждому занятию разрабатывались памятки, буклеты по рассматриваемым темам. Ежеквартально разрабатывались рекламные плакаты, буклеты по освещению вопросов замещающего родительства в Республике Беларусь, функционирования приемных семей района, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и дальнейшему сопровождению замещающих семей.

С целью поиска кандидатов в замещающие родители и популяризации деятельности приемных семей специалисты социально -педагогического центра выступали в учреждениях образования района на родительских собраниях, а также в трудовых коллективах.

Налажено взаимодействие с приемными родителями посредством мессенджеров и социальных сетей (одноклассники, vk, инстаграм, вайбер).

За истекший период 2022 года подготовлено 4 кандидата в замещающие родители: 2 в приемные, 2 в усыновители.

Анализируя наполняемость приемных семей с сентября 2021 года по август 2022 года можно отметить следующие изменения: несовершеннолетняя Бандалетова Евгения (приемная семья Ворган И.И.) была удочерена, в эту же приемную семью была определена несовершеннолетняя Тыбулевич Христина, 06.09. 2011 года рождения.

Проанализировав посещаемость приемными родителями методического объединения следует отметить 100-ное посещение занятий Жук Л.И., Лукьяновой З.П., Яколцевич Я.И. По уважительным причинам не посетили по одному занятию Мурашко Т.Н. (на карантине), Ворган И.И. (в отпуске). Вместе с тем, Хотян Н.В. не присутствовала ни на одном заседании.

На протяжении учебного года воспитанниками приемных семей не совершались противоправные действия, приемные родители не привлекались к административной ответственности, а также не возникало необходимости экстренного вмешательства в какие-либо конфликтные ситуации между приемными родителями и их подопечными. 

В рамках методического объединения также рассмотрены статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь (176, 183, 154), частное постановление суда Ошмянского района от 15 апреля 2022 г. в отношении замещающих родителей.

Учитывая выше сказанное, работу методического объединения приемных родителей признать на должном уровне.

В 2022/2023 учебном году необходимо продолжить практику участия в работе методического объединения представителей различных структур (по инициативе приемных родителей).

Деятельность методического объединения приемных родителей в 2022/2023 учебном году необходимо направить на решение следующих задач:

 – оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации приемных детей;

– повышение и развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры) замещающих родителей;

 – формирование у замещающих родителей мотивации получения знаний в области психологии воспитания и обучения приемных детей.

Учитывая запросы и пожелания приемных родителей, необходимо в 2022/2023 учебном году рассмотреть вопросы социализации детей-сирот, воспитывающихся в приемных семьях, причины девиантного поведения, проблемы приемного ребенка в школе.

     2.Усовершенствование научно-теоретической и методической подготовки педагогического мастерства членов методического объединения:

2.1.Осмотр новинок научной и методической литературы, статей из журналов и газет.                                                                  

На протяжении года

3. Оказание помощи начинающим приемным родителям:

3.1.Проведение консультаций по следующим вопросам:

  • возрастные и индивидуальные особенности подопечных;
  • проблемы девиантного поведения несовершеннолетних;
  • взаимодействие с биологическими родственниками подопечных;
  • школьные проблемы приемных детей;
  • проблемы эмоционального состояния подростков.

3.2. Заполнение необходимой документации.

4. Заседания методического объединения:

Занятие № 1                     9 декабря 2022 г.                           СПЦ   

Время проведения: 10.00                                                                         

Тэма: “Современные подходы к проблеме социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей”

Цель: усовершенствование компетентности приемных родителей по проблеме социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1.“Анализ работы методического объединения приемных родителей за 2021/2022 учебный год. План работы на 2022/2023 учебный год”.

Е.М. Радюк, педагог – психолог СПЦ

2. Современные подходы к проблеме социализации детей-сирот

2.1. Сущность понятия “социализация”

2.2. Институты социализации

2.3. Стадии социализации личности

Е.М.Радюк, педагог – психолог СПЦ

Е.И. Медведева, педагог-психолог СПЦ

3. Сущность понятия “депривация”. Виды депривации, их проявления и последствия

Е.М.Радюк, педагог – психолог СПЦ

Е.И. Медведева, педагог-психолог СПЦ

4. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни  

Е.М.Радюк, педагог – психолог СПЦ

Е.И. Медведева, педагог-психолог СПЦ

5. “Роль приемных родителей в социализации приемных детей”

О.Ю. Вежновец, заведующий сектором

социальной и организационно-педагогической работы

6.Выступления приемных родителей Лукьяновой З.П., Хотян Н.В., прошедших в октябре 2022 года курсы повышения квалификации.

7.Подведение итогов. Разработка рекомендаций. Анкетирование по теме заседания.

Е.М.Радюк, педагог – психолог СПЦ,

О.Ю. Вежновец, заведующий сектором

социальной и организационно-педагогической работы

Литература:

  1. Беличева, С. А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика 2005. - №№ 7- 8. – С.23- 27.
  2. Брутман, В. И. Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. - М., 2006.
  3. Дзугаева, А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей//Народное образование.-2001.-№7.-С.174-179.
  4. Иванова, Н. П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей//Дети “группы риска”. Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита.-М.,1999.-С.71-75.
  5. Кон. С.И. «В поисках себя. Личность и ее самосознание», М.: «Просвещение», 1984.
  6. Сековец, Л. С. Социализация детей в условиях семьи, воспитывающей детей-сирот//Проблемы школьного воспитания.- 2002.- №3.- С.17-24.
  7. Семья, Г. Воспитание ребенка в замещающей семье / Социальная педагогика. – 2003. №3. – С. 114- 115.

Занятие № 2           17 февраля  2023                                             СПЦ

Время проведения: 10.00

Тема: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Цель: повышение родительских компетенций по вопросам предупреждения аддиктивного и девиантного поведения детей.

Форма работы: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие отклоняющегося поведения, виды, причины, коррекция.

2. Приемный ребенок в школе.

3. Финансовая грамотность, особенности формирования и коррекция отношений детей к деньгам.

4. Уход из дома и бродяжничество. Психологические аспекты проблемы и пути коррекции.

Е.М.Радюк, педагог – психолог СПЦ

Е.И. Медведева, педагог-психолог СПЦ

5.Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних.

Представитель ОВД Зельвенского РИК

6. Родительская ответственность за безопасное и противоправное поведение подопечных

О.Ю. Вежновец, заведующий сектором социальной

и организационно-педагогической работы

7. Подведение итогов. Обратная связь.

Участники заседания

Литература:

1. Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 1998.

2. Плинер Я. Г., Бухвалов  В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000

3.Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация // Авт-сост. Е.П. Картушева, Т.В. Романенко. – М.: Изд. «Глобус», 2009.

4. Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений // авт. Е.Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Психологическая помощь / Сост. Н.С. Криволап, О.В. Крючкова, Минск, 2002. –128 с.

Занятие № 3           21 апреля 2023 г.                                        СПЦ

Время проведения: 10.00

Тема: “Профилактика эмоционального и профессионального выгорания приемных родителей”

Цель: профилактика эмоционального и профессионального выгорания приемных родителей через обучение приемам саморегуляции

Форма правядзення: тренинг.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятия “эмоциональное” и “профессиональное” выгорание
  2. Причины и симптомы возникновения эмоционального выгорания
  3. Эмоциональное выгорание наступает не сразу. Как развивается процесс?
  4. Как стадии эмоционального выгорания проходят у замещающих родителей:
  5. Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
  6. Профилактика эмоционального выгорания
  7. Методы и приемы помощи при эмоциональном выгорании

                                                Е.М. Радюк, педагог –психолог СПЦ

Е.И.Медведева,  педагог –психолог СПЦ

8. Подведение итогов. Разработка рекомендаций.

Е.М. Радюк, педагог –психолог СПЦ

О.Ю. Вежновец, заведующий сектором социальной

и оргнизационно-воспитательной работы

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья. - 2003. - С116.-С.548-572
  2. Белова Л.А. Чтобы не превратиться в пепел: синдром выгорания у замещающих родителей и его профилактика: методическое пособие. Майкоп: издатель А. А. Григоренко, 2011. 56 с.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2008. 358 с.
  4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. М.: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 414 с.
  5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАССЫЛКА № 5/2015

5. Редакционно-издательская деятельность:

5.1. Разработка методических рекомендаций по темам заседаний методического объединения

На протяжении года, руководитель МО, Е.М. Радюк,

педагог-психолог СПЦ, Медведева Е.И.

5.2.Редакционно-издательская деятельность:

- трансляция опыта своей деятельности и функционирования приемных семей в периодических изданиях (районная газета “Праца”, газета для замещающих родителей “Домой!”, “Настаўніцкая газета”

Ежеквартально, руководитель МО, Е.М.Радюк,

педагог-психолог СПЦ, Е.И.Медведева

  • Выпуск буклетов по темам  заседаний.
  • Разработка памяток для приемных родителей по вопросам воспитания несовершеннолетних.

На протяжении года

 руководитель МО, Е.М. Радюк,

педагог-психолог СПЦ,Е.И. Медведева

Руководитель методического объединения                     Е.М. Радюк        

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.