План работы методического объединения приемных родителей
на 2022/2023 учебный год
1.Анализ работы методического объединения приемных родителей за 2021/2022 учебный год и задачи на 2022/2023 учебный год
Методическое объединение приемных родителей функционирует на базе государственного учреждения образования “Зельвенский районный социально-педагогический центр” (далее – ГУО “Зельвенский районный СПЦ”) с 2009 года.
Цель деятельности методического объединения приемных родителей:
- создание условия для творческой работы в обеспечении единой воспитательной среды развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 01.09.2021 в состав методического объединения входили 6 приемных родителей, на 01.09.2022 – 6 приемных родителей. Приемные родители имеют разный образовательный уровень: 3 (50%) - имеют высшее образование (Яколцевич Я.И., Мурашко Т.Н., Лукьянова З.П.), 2 (33,3%) – среднее специальное (Ворган И.И., Жук Л.И.), 1 (16,7%) – среднее образование (Хотян Н.В.).
На протяжении учебного года свой профессиональный уровень в рамках прохождения курсов повышения квалификации на базе государственного учреждения образования “Гродненский областной институт развития образования” повысили Мурашко Т.Н. (январь 2022), Хотян Н.В., Лукьянова З.П. (октябрь 2022)
В 2021/2022 учебном году работа методического объединения была направлена на решение следующих задач:
- организационно – методическое сопровождение по ведущим направлениям деятельности приемных родителей;
- расширение взаимодействия приемных родителей через возможности интернет- ресурсов;
- консультативная психолого – педагогическая поддержка в сфере профилактики эмоционального выгорания приемных родителей, проблем общения с подопечными;
- организация системы профилактической работы по улучшению физического и психического благополучия, профилактики противоправного поведения несовершеннолетних;
- разработка и распространение информационных ресурсов в системе работы приемных родителей.
С целью решения поставленных задач было запланировано и проведено 3 заседания методического объединения приемных родителей.
В форме круглого стола 12.11.2021 с целью усовершенствования компетентности приемных родителей по вопросам профилактики насилия в отношении несовершеннолетних, негативного воздействия на их психику рассмотрена тема “Газлайтинг и эмоции детей”. В ходе работы раскрыты понятие “газлайтинг”, его этапы, признаки и причины. Кроме этого, проанализирована работа методического объединения за 2020/2021 учебный год, обозначены задачи на 2021/2022 учебный год. По итогам заседания приемные родители получили печатную продукцию, дополнительно список литературы и видеороликов по данной тематике.
С целью повышения родительских компетенций по вопросам взаимодействия с подопечными подросткового возраста, поддержания атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога 18 февраля 2022 года в форме семинара-практикума проведено второе заседание методического объединения. Были рассмотрены вопросы “Особенности подросткового возраста”, «Как разговаривать с подростками об алкоголе, чтоб услышали…», «Формула профилактики», «Как помочь агрессивному подростку», «Три причины конфликтов детей и подростков», «Причины детского обмана».
В практической части отработаны навыки распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих гнев.
20 мая 2022 года с целью обогащения приемных родителей знаниями, приемами и методами повышения самооценки, уверенности, веры в себя и своих подопечных проведено заседание методического объединения по теме «Ошибки – негативный опыт может быть полезным». Проанализированы вопросы «Ошибки и негативные эмоции», «Как относиться к своим ошибкам?», «Как изменить отношение к своим ошибкам?», «Влияние ошибок на развитие ребенка», «Как дети реагируют на ошибки?», «Как помочь детям не бояться ошибиться?».
В рамках данного заседания выступили О.Ю. Вежновец, заведующий сектором социальной и организационно – педагогической работы отдела образования и Якимец Е.М., сотрудник ОВД Зельвенского райисполкома. Ольга Юрьевна напомнила приемным родителям об ответственности за жизнь и здоровье подопечных, обеспечении их занятости в летний период. Якимец Е.М. остановился на проблеме вовлечения несовершеннолетних в распространение наркотических средств, насилия в отношении несовершеннолетних (половая неприкосновенность), торговли людьми.
Участники получили печатную продукцию по теме.
Приемным родителям были предложены «Анкеты приемному родителю по определению проблем их воспитанников», «Приемный родитель – воспитанник». Учитывая пожелания приемных родителей будет разработан план работы на 2022/2023 учебный год.
Кроме занятий методического объединения приемные родители приняли участие в областных вебинарах:
24.04.2022 – «Эффективные формы взаимодействия детей и родителей в замещающих семьях»;
15.12.2021 – «Насилие над ребенком в семье: виды, последствия, предупреждение»;
23.08.2022 – «Августовское совещание: охрана детства”.
23.09.2022 проведено внеплановое совещание, где рассмотрены вопросы профилактики суицидального поведения, ответственности приемных родителей за жизнь, здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
К каждому занятию разрабатывались памятки, буклеты по рассматриваемым темам. Ежеквартально разрабатывались рекламные плакаты, буклеты по освещению вопросов замещающего родительства в Республике Беларусь, функционирования приемных семей района, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и дальнейшему сопровождению замещающих семей.
С целью поиска кандидатов в замещающие родители и популяризации деятельности приемных семей специалисты социально -педагогического центра выступали в учреждениях образования района на родительских собраниях, а также в трудовых коллективах.
Налажено взаимодействие с приемными родителями посредством мессенджеров и социальных сетей (одноклассники, vk, инстаграм, вайбер).
За истекший период 2022 года подготовлено 4 кандидата в замещающие родители: 2 в приемные, 2 в усыновители.
Анализируя наполняемость приемных семей с сентября 2021 года по август 2022 года можно отметить следующие изменения: несовершеннолетняя Бандалетова Евгения (приемная семья Ворган И.И.) была удочерена, в эту же приемную семью была определена несовершеннолетняя Тыбулевич Христина, 06.09. 2011 года рождения.
Проанализировав посещаемость приемными родителями методического объединения следует отметить 100-ное посещение занятий Жук Л.И., Лукьяновой З.П., Яколцевич Я.И. По уважительным причинам не посетили по одному занятию Мурашко Т.Н. (на карантине), Ворган И.И. (в отпуске). Вместе с тем, Хотян Н.В. не присутствовала ни на одном заседании.
На протяжении учебного года воспитанниками приемных семей не совершались противоправные действия, приемные родители не привлекались к административной ответственности, а также не возникало необходимости экстренного вмешательства в какие-либо конфликтные ситуации между приемными родителями и их подопечными.
В рамках методического объединения также рассмотрены статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь (176, 183, 154), частное постановление суда Ошмянского района от 15 апреля 2022 г. в отношении замещающих родителей.
Учитывая выше сказанное, работу методического объединения приемных родителей признать на должном уровне.
В 2022/2023 учебном году необходимо продолжить практику участия в работе методического объединения представителей различных структур (по инициативе приемных родителей).
Деятельность методического объединения приемных родителей в 2022/2023 учебном году необходимо направить на решение следующих задач:
– оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации приемных детей;
– повышение и развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры) замещающих родителей;
– формирование у замещающих родителей мотивации получения знаний в области психологии воспитания и обучения приемных детей.
Учитывая запросы и пожелания приемных родителей, необходимо в 2022/2023 учебном году рассмотреть вопросы социализации детей-сирот, воспитывающихся в приемных семьях, причины девиантного поведения, проблемы приемного ребенка в школе.
2.Усовершенствование научно-теоретической и методической подготовки педагогического мастерства членов методического объединения:
2.1.Осмотр новинок научной и методической литературы, статей из журналов и газет.
На протяжении года
3. Оказание помощи начинающим приемным родителям:
3.1.Проведение консультаций по следующим вопросам:
- возрастные и индивидуальные особенности подопечных;
- проблемы девиантного поведения несовершеннолетних;
- взаимодействие с биологическими родственниками подопечных;
- школьные проблемы приемных детей;
- проблемы эмоционального состояния подростков.
3.2. Заполнение необходимой документации.
4. Заседания методического объединения:
Занятие № 1 9 декабря 2022 г. СПЦ
Время проведения: 10.00
Тэма: “Современные подходы к проблеме социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей”
Цель: усовершенствование компетентности приемных родителей по проблеме социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Форма проведения: круглый стол
Вопросы для обсуждения:
1.“Анализ работы методического объединения приемных родителей за 2021/2022 учебный год. План работы на 2022/2023 учебный год”.
Е.М. Радюк, педагог – психолог СПЦ
2. Современные подходы к проблеме социализации детей-сирот
2.1. Сущность понятия “социализация”
2.2. Институты социализации
2.3. Стадии социализации личности
Е.М.Радюк, педагог – психолог СПЦ
Е.И. Медведева, педагог-психолог СПЦ
3. Сущность понятия “депривация”. Виды депривации, их проявления и последствия
Е.М.Радюк, педагог – психолог СПЦ
Е.И. Медведева, педагог-психолог СПЦ
4. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни
Е.М.Радюк, педагог – психолог СПЦ
Е.И. Медведева, педагог-психолог СПЦ
5. “Роль приемных родителей в социализации приемных детей”
О.Ю. Вежновец, заведующий сектором
социальной и организационно-педагогической работы
6.Выступления приемных родителей Лукьяновой З.П., Хотян Н.В., прошедших в октябре 2022 года курсы повышения квалификации.
7.Подведение итогов. Разработка рекомендаций. Анкетирование по теме заседания.
Е.М.Радюк, педагог – психолог СПЦ,
О.Ю. Вежновец, заведующий сектором
социальной и организационно-педагогической работы
Литература:
- Беличева, С. А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика 2005. - №№ 7- 8. – С.23- 27.
- Брутман, В. И. Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. - М., 2006.
- Дзугаева, А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей//Народное образование.-2001.-№7.-С.174-179.
- Иванова, Н. П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей//Дети “группы риска”. Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита.-М.,1999.-С.71-75.
- Кон. С.И. «В поисках себя. Личность и ее самосознание», М.: «Просвещение», 1984.
- Сековец, Л. С. Социализация детей в условиях семьи, воспитывающей детей-сирот//Проблемы школьного воспитания.- 2002.- №3.- С.17-24.
- Семья, Г. Воспитание ребенка в замещающей семье / Социальная педагогика. – 2003. №3. – С. 114- 115.
Занятие № 2 17 февраля 2023 СПЦ
Время проведения: 10.00
Тема: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Цель: повышение родительских компетенций по вопросам предупреждения аддиктивного и девиантного поведения детей.
Форма работы: круглый стол
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие отклоняющегося поведения, виды, причины, коррекция.
2. Приемный ребенок в школе.
3. Финансовая грамотность, особенности формирования и коррекция отношений детей к деньгам.
4. Уход из дома и бродяжничество. Психологические аспекты проблемы и пути коррекции.
Е.М.Радюк, педагог – психолог СПЦ
Е.И. Медведева, педагог-психолог СПЦ
5.Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних.
Представитель ОВД Зельвенского РИК
6. Родительская ответственность за безопасное и противоправное поведение подопечных
О.Ю. Вежновец, заведующий сектором социальной
и организационно-педагогической работы
7. Подведение итогов. Обратная связь.
Участники заседания
Литература:
1. Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 1998.
2. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000
3.Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация // Авт-сост. Е.П. Картушева, Т.В. Романенко. – М.: Изд. «Глобус», 2009.
4. Профилактика социального поведения школьников: система работы образовательных учреждений // авт. Е.Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Психологическая помощь / Сост. Н.С. Криволап, О.В. Крючкова, Минск, 2002. –128 с.
Занятие № 3 21 апреля 2023 г. СПЦ
Время проведения: 10.00
Тема: “Профилактика эмоционального и профессионального выгорания приемных родителей”
Цель: профилактика эмоционального и профессионального выгорания приемных родителей через обучение приемам саморегуляции
Форма правядзення: тренинг.
Вопросы для обсуждения
- Понятия “эмоциональное” и “профессиональное” выгорание
- Причины и симптомы возникновения эмоционального выгорания
- Эмоциональное выгорание наступает не сразу. Как развивается процесс?
- Как стадии эмоционального выгорания проходят у замещающих родителей:
- Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
- Профилактика эмоционального выгорания
- Методы и приемы помощи при эмоциональном выгорании
Е.М. Радюк, педагог –психолог СПЦ
Е.И.Медведева, педагог –психолог СПЦ
8. Подведение итогов. Разработка рекомендаций.
Е.М. Радюк, педагог –психолог СПЦ
О.Ю. Вежновец, заведующий сектором социальной
и оргнизационно-воспитательной работы
Литература:
- Водопьянова Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья. - 2003. - С116.-С.548-572
- Белова Л.А. Чтобы не превратиться в пепел: синдром выгорания у замещающих родителей и его профилактика: методическое пособие. Майкоп: издатель А. А. Григоренко, 2011. 56 с.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2008. 358 с.
- Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. М.: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 414 с.
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАССЫЛКА № 5/2015
5. Редакционно-издательская деятельность:
5.1. Разработка методических рекомендаций по темам заседаний методического объединения
На протяжении года, руководитель МО, Е.М. Радюк,
педагог-психолог СПЦ, Медведева Е.И.
5.2.Редакционно-издательская деятельность:
- трансляция опыта своей деятельности и функционирования приемных семей в периодических изданиях (районная газета “Праца”, газета для замещающих родителей “Домой!”, “Настаўніцкая газета”
Ежеквартально, руководитель МО, Е.М.Радюк,
педагог-психолог СПЦ, Е.И.Медведева
- Выпуск буклетов по темам заседаний.
- Разработка памяток для приемных родителей по вопросам воспитания несовершеннолетних.
На протяжении года
руководитель МО, Е.М. Радюк,
педагог-психолог СПЦ,Е.И. Медведева
Руководитель методического объединения Е.М. Радюк