ПАМЯТКА "РЕБЕНКА ОБИЖАЮТ В ШКОЛЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?"
Как уменьшить возможность проявления негативных чувств?
Хорошая мама - счастливая мама
Конфликты в семье. Пути решения
МАМА, забери меня!
(из опыта воспитания приемной семьи Яколцевич Янины Ивановны)
Жизнь как изменчивая река: может поменять направление течения, открыть новые горизонты. Порой люди даже не представляют, что их ждет в будущем. Воспитав троих родных детей, спустя годы Янина Ивановна и Станислав Иванович Яколцевичи стали родителями, но уже приемными.
Создание приемной семьи – непростой шаг в жизни родителей. Некоторые из них считают себя неготовыми к такой ответственности, некомпетентными. У Янины Ивановны на этот счет свое мнение: «Детей надо просто любить, тогда сердце подскажет решение всех вопросов и, искрящиеся радостью глаза детей будут лучшей наградой за все труды».
Первая встреча приемного родителя c Сашей состоялась в детском оздоровительном лагере «Голубая волна», где он отдыхал, а Янина Ивановна в очередной раз работала воспитателем. Особой традицией в отряде было чтение книг в обед и перед сном. Ежедневно, подходя к каждой кроватке, она садилась и зачитывала небольшой отрывок. В конце смены, подойдя к Саше, она услышала трепетные слова: «Мама, забери меня». Эту фразу мальчик повторил несколько раз, и эти слова тронули ее до глубины души.
Вернувшись из лагеря, Янина Ивановна поделилась историей со своей семьей. На семейном совете обдумали ситуацию, поинтересовались, не нашлись ли приемные родители для мальчика. От органов опеки стало известно, что у Саши есть младшая сестренка.
4 ноября 2019 года решением Зельвенского райисполкома образовалась в районе новая приемная семья Яколцевич, на воспитание в которую были определены Александр и Анастасия. Саше на тот момент было 7 лет, а его сестричке – 6 лет.
Первый год в приемной семье – самый трудный. Время изменений и привыкания. Волна радости и новизны сменилась буднями. По мере освоения в доме, дети стали раскрывать свой характер. Вот здесь и началась настоящая работа приёмных родителей. Трудности не в физической нагрузке, а в сохранении положительной атмосферы в доме.
Изучая привычки, предпочтения и желания своих подопечных, приемные родители старались создавать благоприятные условия для процесса успешной адаптации детей: наблюдали за ними, много разговаривали, организовывали совместный отдых. Иногда ребята открывались с неожиданной стороны. Конечно же, эти открытия не всегда приносили радость, но приемных родителей это не пугало. К каждому ребенку они старались найти индивидуальный подход. Именно в процессе такого взаимодействия постепенно стал налаживаться ещё хрупкий, но уже зримый контакт с каждым ребенком. Такое общение приносило массу удовольствия. Дети стали доверчивее и теплее. Янина Ивановна с супругом старались окружить их любовью, лаской, вниманием и заботой.
Семья, воспитывающая приемных детей, это не то же самое, что семья с кровными детьми. Она не хуже и не лучше биологической, она другая, поэтому очень важно для приёмных родителей понимание этой разницы. Приемные родители с пониманием относятся к прошлому своих подопечных. Они стараются принимать каждого ребенка таким, каков он есть, с его прошлым, привычками и образом жизни.
Александр – первый помощник в приемной семье. Он принимает активное участие в домашних делах: кормит домашних птиц, помогает ухаживать за садом и огородом. Он с увлечением наблюдает, как папа Станислав занимается столярным мастерством, охотно предлагает свою помощь и свои идеи.
Анастасия очень подвижная, энергичная, свободно общается как с детьми, так и со взрослыми. Ее интересует все происходящее вокруг. Девочка демонстрирует свои способности к пению и танцам в различных культурно-массовых мероприятиях, без ее участия не проходит ни один классный праздник. Анастасия имеет достижения и в образовательном процессе: в марте 2022 года она заняла 2 место в дистанционной олимпиаде по русскому языку.
В приемной семье большое значение уделяется социализации детей: подопечные учатся помогать друг другу, приобщаются к домашним делам. Янина Ивановна и Станислав Иванович стараются поддерживать детей в этом и поощряют различными стимулами, например, дают возможность им побыть «маленькими поварятами», «хозяевами дома» и т.п.
В семье практикуется еще один стимул: обычную прогулку в парк, катание на самокатах дети называют «походом». Делается это не спонтанно, а с подготовкой, чтобы поддержать значимость «мероприятия». Детям нравится сам процесс подготовки к «походу». Семья заранее готовится: обсуждает маршрут, продумывает все до мелочей. «Походы» в магазин, покупки сладостей или вещей по сравнению с указанными «событиями» воспринимаются более буднично и планомерно.
Формирование личностных качеств детей происходит под непосредственным влиянием черт личности родителей. «Теперь это уже не мы и они, а мы – семья. У детей появились наши привычки, предпочтения в еде, сформирован режим сна и отдыха. Дети научились делиться друг с другом и с нами сладостями, фруктами. Очень нравится им совместное чтение сказок, развивающие игры, прогулки и спортивные игры на свежем воздухе» - отметила Янина Ивановна.
Приемные родители стараются как можно больше времени проводить всей семьей. Всегда вместе наводят порядок дома и возле дома, идут в магазин за продуктами, готовят обед.
Много времени в приемной семье уделяется развитию детей. Саша старается участвовать в различных конкурсах, спортивных мероприятиях. Анастасия тоже стремиться от него не отстать. Дети очень любят работать с конструктором, собирать различные модели техники, очень нравится им петь, танцевать, устраивать весёлые концерты для всей семьи. Также дети приобщаются к духовности, посещают богослужения в храме, занятия по религии. Библейские истины наполняют их жизнь смыслом и формируют веру в будущее.
Супруги немало внимания отводят формированию у подопечных патриотических чувств. За время функционирования приемной семьи совершены экскурсии в музей А.П. Багратиона г. Волковыск, побывали в кукольном театре и зоопарке г.Гродно, посетили ледовый дворец г.Ивацевичи. Одним из любимых занятий детей стало наблюдение за чудесами родной природы и создание фотоснимков на ее фоне. Испытывать радость познания родной земли – большое удовольствие для деток. Приемные родители понимают, что только так можно сформировать у детей чувство значимости Родины.
Приемные родители стремятся к тому, чтобы их дети понимали, что учёба – это, прежде всего труд, от которого в дальнейшем зависит их жизнь. Настраивают их на получение хорошего образования и будущей профессии. Дети уже высказывают своё мнение: Александру нравится работать на земле, выращивать растения, а Анастасия мечтает стать стоматологом.
Опыт воспитания собственных детей показал, что подготовка детей к самостоятельной жизни с ранних лет приносит свои плоды. Благодаря кропотливой ежедневной работе подопечные приобрели определенные умения и навыки, необходимые для самообслуживания и взаимодействия с социумом. Янина Ивановна и Станислав Иванович хорошо понимают, что заложенные с детства умения и знания дадут положительные плоды в будущем.
Приемным родителям удалось наладить дружеские отношения своих подопечных с семьями биологических детей. Между ними сложились теплые дружеские отношения. Взрослые постоянно интересуются жизнью приемных детей, беседуют с ними по телефону, привозят им подарки. У детей появилась бабушка Софья, которую они с удовольствием навещают и помогают ей.
Подводя итог рассказанному, хочется отметить, что Янина Ивановна и Станислав Иванович просто делают то, что могут, то, что в их силах. Воспитывая, отдают свое сердце и свою душу. Каким вырастет ребенок и как он будет относиться к другим – это результат воспитания. Когда ты видишь, как ребенок изменился в лучшую сторону, это непередаваемые чувства. Такие моменты придают супругам Яколцевич еще больше сил и уверенности, что они на правильном пути. Ведь так важно, чтобы ребенок жил в семье, и родители, пусть даже приёмные, подготовили его к самостоятельной жизни.
Радюк Елена Мечиславовна, педагог-психолог ГУО «Зельвенский районный социально-педагогический центр».
ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ…
(из опыта воспитания приемной семьи Жук Людмилы Иосифовны)
Успех зависит от целей, мировоззрения и личностных качеств конкретного человека.
Найти дело всей своей жизни – путь к успеху.
Для некоторых людей – это создание крепкой семьи, воспитание детей, для других – материальные ценности, карьерный рост.
Для Жук Людмилы Иосифовны и ее мужа Геннадия Ивановича из агрогородка Бородичи Зельвенского района приоритетным жизненным направлением, ключом к успеху, является реализация себя в качестве приемных родителей.
Быть родителем – одна из самых непростых задач, а быть замещающей семьей – задача, усложненная вдвойне. Не каждый человек сможет взять на воспитание чужого ребенка, отдавать ему свою любовь, получать радость от общения с ним и видеть в этом смысл жизни.
Ни для кого не секрет, что основы становления человека как личности закладываются в семье. Приобретенный в семье опыт служит «отправным пунктом», ориентиром в дальнейшей жизни ребенка.
По воле случая, в декабре 2000 года Людмила Иосифовна и Геннадий Иванович стали многодетными родителями. Имея двух своих малолетних сыновей, супруги взяли на воспитание племянников Дарью и Вадима. Женщине пришлось отказаться от любимой профессии и осваивать азы новой – профессии замещающего родителя.
В первый год семье пришлось столкнуться с различными трудностями, но благодаря терпению, единой родительской позиции в отношении детей, преодолеть этот барьер им удалось. Доверие, понимание, взаимоподдержка сделали семью крепкой, сплоченной, дружной.
Придерживаясь демократического стиля воспитания, приемные родители делали упор на развитие потенциальных возможностей детей, их успешную социализацию в обществе.
Людмила Иосифовна старалась всегда быть в курсе дел своих детей. Для них – она добрый советчик и помощник. Благодаря ее усилиям и собственному примеру, Вадим и Дарья смогли определиться в профессиональном выборе и добиться определенных успехов как в личной жизни, так и в карьерном росте. Гордость за детей подкрепляла супругов новыми силами, делала их счастливыми.
Вырастив своих сыновей и племянников, супруги твердо решили не останавливаться на достигнутом и стали родителями еще четверых приемных детей.
Повседневное родительское участие в воспитании детей положило основу для их всестороннего развития, а любовь и забота помогли ребятам справиться с переживаниями, приобрести уверенность и защищенность.
Самый старший из приемных детей – Артем – успешно окончил строительный лицей, получил желаемую профессию. С любовью и нежностью молодой человек отзывается о своих приемных родителях, часто навещает их и своего младшего брата, который сейчас находится на воспитании в этой семье.
На сегодняшний день уютный дом Людмилы Иосифовны дарит заботу двум подопечным – Дмитрию и Ольге. Дети сильно отличаются своим внутренним миром, способностями и желаниями. Уравновешенный и спокойный Дмитрий с удовольствием принимает участие в конкурсах чтецов, активно изучает английский язык. Общительная и волевая Ольга достигает высоких результатов в спорте, отстаивает честь не только района, но и области в соревнованиях по метанию молота.
Успех невозможно спрогнозировать, но Людмила Иосифовна с супругом убеждены, что для благоприятного будущего необходимо создать здоровую атмосферу в семье, быть максимально полезными, жить интересной творческой жизнью.
Медведева Екатерина Ивановна, педагог-психолог ГУО «Зельвенский районный социально-педагогический центр».